Почему нельзя верить встроенному индикатору заряда аккумулятора
Рассказ об индикаторе плотности аккумуляторной батареи. Именно о том «зелёном глазе», который монтируется в одну из банок. Разберём, что он показывает на самом деле и стоит ли ему верить.
Самый большой миф об этом индикаторе – это то, что он контролирует заряд батареи. Впрочем, в этом есть доля правды, потому что заряд напрямую связан с плотностью электролита. Но если в вопросе необходимости обслуживания аккумулятора ориентироваться только на него, то батарею мы потеряем. Чаще всего, когда этот индикатор сменил цвет, включать зарядное устройство уже поздно. И наоборот, не всегда при пропадании зелёного глазка аккумулятору требуется заряд. Начинаем разбираться.
![akkumuljator Зелёный глаз аккумулятора Что с ним не так](http://do-better.ru/wp-content/uploads/2023/04/akkumuljator.jpg)
Какие состояния могут быть у этого индикатора:
- зелёный цвет – всё хорошо, батарея работоспособна;
- чёрный цвет – низкая плотность электролита, требуется подзарядка;
- белый цвет – низкий уровень, подлейте воды.
Цвета могут различаться у разных производителей — вместо чёрного может быть красный, а вместо белого чёрный. Подробнее можно прочитать в инструкции к батарее. И самая достоверная информация с этого датчика получается в третьем случае, когда необходимо подлить воду. Всё остальное следует подвергнуть сомнению. Почему?
![akkum Почему нельзя верить встроенному индикатору заряда аккумулятора](http://do-better.ru/wp-content/uploads/2023/04/akkum.jpg)
Зелёный глаз аккумулятора. Что с ним не так
Что представляет собой индикатор заряда? Это самый простой встроенный ареометр, который реагирует на изменение плотности электролита. Благодаря его особой конструкции, в его окошке можно наблюдать три разных цвета, соответствующих трём состояниям аккумуляторной батареи. И надо сказать, что всё это работает безотказно, ломаться там нечему. Что ж нам не нравится?
Индикатор рассчитан на определённую плотность электролита и меняет свой цвет, когда она упадёт ниже 60% от номинальной. Но аккумулятору требуется зарядка уже при потере 70-80% заряда. Уже при таком разряде возникает вероятность замерзания электролита. Нет, конечно, он не замёрзнет до состояния льда, но станет малоподвижным при воздействии низких температур. И батарея уже не прокрутит стартёр.
![akkumuljator-0-02-33-100 Почему нельзя верить встроенному индикатору заряда аккумулятора](http://do-better.ru/wp-content/uploads/2023/04/akkumuljator-0-02-33-100.jpg)
Плотность также зависит и от температуры окружающей среды. И на холоде раствор в банках становится более густым, его концентрация повышается. Индикатор при этом горит «зелёным глазом», сигнализируя, что всё в норме. Но, на самом деле, аккумулятор оказывается разряженным.
![akkumuljator-0-06-54-266 Почему нельзя верить встроенному индикатору заряда аккумулятора](http://do-better.ru/wp-content/uploads/2023/04/akkumuljator-0-06-54-266.jpg)
А в жару наблюдается обратный эффект – электролит разжижается, его плотность падает. Индикатор сигнализирует о необходимости подзарядки. Хотя на самом деле такой нужды нет. В этом случае при зарядке раствор кипит, пластины разрушаются, аккумулятор выходит из строя. Вот такие температурные парадоксы.
![akkumuljator-0-07-21-566 Почему нельзя верить встроенному индикатору заряда аккумулятора](http://do-better.ru/wp-content/uploads/2023/04/akkumuljator-0-07-21-566.jpg)
Подобные индикаторы впервые стали устанавливать на гибридные малообслуживаемые аккумуляторы. Так же он практически всегда установлен в кальциевых. Классический ареометр с грушей в них засунуть нельзя по причине отсутствия заливных пробок. Производитель считает, что подобные батареи не требуют обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации.
Почему же его не ставили в старые «6СТ55» и «6СТ60», казалось бы, удобная вещь? Потому в старых батареях имелся большой расход воды на выкипание. Считалось, что водитель каждые две недели будет откручивать пробки, доливать воду и измерять плотность классическим ареометром.
![akkumuljator-0-07-32-000 Почему нельзя верить встроенному индикатору заряда аккумулятора](http://do-better.ru/wp-content/uploads/2023/04/akkumuljator-0-07-32-000.jpg)
Идём дальше. Вы замечали, что индикатор заряда обычно ставится в одну из средних банок. А было бы правильнее его устанавливать в крайнее. Почему? Потому что в них электролит выкипает сильнее всего, они работают в усиленном режиме относительно остальных. Потому что на крайних банках расположены клеммы. И контролировать состояние электролита было бы разумнее именно в этих проблемных банках.
![akkumuljator-0-07-59-400 Почему нельзя верить встроенному индикатору заряда аккумулятора](http://do-better.ru/wp-content/uploads/2023/04/akkumuljator-0-07-59-400.jpg)
Подведём итоги. Пользоваться этим встроенным индикатором разряда батареи следует с умом. Нельзя слепо верить его показаниям. Лучше периодически проверять уровень заряда и напряжение при помощи приборов: надёжного ареометра с грушей, нагрузочной вилки и мультиметра.
Так будет гораздо правильнее.
Свежие комментарии